ansokolov39 (ansokolov39) wrote,
ansokolov39
ansokolov39

Categories:

ЦУСИМА

27-28 мая 1905 года русская 2-я Тихоокеанская эскадра была разгромлена японским флотом. Термин "Цусима" в России даже стал нарицательным обозначением любого фиаско. Потрясение русских моряков и всех россиян понять легко, ведь потери в кораблях были огромны
Общий шок позволил российской оппозиции обвинять напропалую "гнилое самодержавие", которое якобы "не смогло подготовить флот к войне". Цусимская катастрофа стало одной из причин революционных событий в 1905-1906гг.
Попытаемся спокойно рассмотреть действия сторон по основным пунктам и разобраться, как говорится, "без политики".
1. Корабельная артиллерия.
По орудиям крупного калибра в 300 мм (254—305 мм) преимущество было на стороне русской эскадры — 41:17; по среднему калибру лидировали японцы: 200 мм — 6:30, 150 мм — 52:80.
Русские бронебойные снаряды действительно обладали серьезными недостатками: малое количество взрывчатки, чрезвычайно тугой взрыватель (рассчитанный на срабатывание только после пробивания снарядом брони), из-за чего при попадании в небронированную часть борта или надстройку они не всегда не взрывались. Из двадцати четырех 305-мм снарядов, попавших в японские броненосные корабли, не разорвались восемь (33%). Это, без сомнения, отрицательно сказалось на эффективности их воздействия. Но русские снаряды в Цусиме пробили броневые казематы 152-мм орудий на «Mikasa» и «Shikishima» (шестидюймовую броню Терни), на «Azuma» — шестидюймовую броню Круппа. Серьезнее всего пострадал крейсер «Asama» — снаряд пробил толстую броню кормовой оконечности и повредил рулевое управление.
Однако не стоит считать, что японские снаряды были значительно лучше русских. В японских 305-мм фугасных снарядах с очень чувствительным взрывателем 8,5% массы занимала шимоза (лиддит, или мелинит), превосходившая по бризантному действию бездымный порох русских аналогов. Эти снаряды легко повреждали надпалубные постройки русских кораблей, но не пробивали мал-мальски приличную броню. И еще: в отличие от русских снарядов японские имели крайне неприятное свойство разрываться в стволах своих собственных орудий. Например, в Цусимском сражении крейсер «Ниссин» таким образом потерял три 8-дюймовых орудия из четырёх.
Русский броненосец «Орел» получил около 70 попаданий снарядами калибром от 152 до 305 мм. Внешняя картина разрушений была впечатляющей — многочисленные пробоины небронированного борта, искалеченные надстройки, разрушенные и обгоревшие ростры, шлюпки. Корабль был серьезно поврежден, экипаж потерял 41 человека убитыми и 87 человек ранеными. Однако он сохранил ход и значительную часть боеспособности, в том числе три 305-мм, пять 152-мм и десять 75-мм орудий. Эффект неприятельских попаданий сказался на интенсивности огня броненосца, тем не менее он 14 мая выпустил по противнику сто восемьдесят пять 305-мм и более восьмисот 152-мм снарядов.
«Mikasa» получил около 40 попаданий и потерял 113 человек. На корабле, не считая мелких, вышли из строя одно 305-мм и два 152-мм орудия. Броненосец стрелял при этом не быстрее, чем «Орел»; он израсходовал 124 снаряда главного калибра. Поэтому качество японского боезапаса не дает оснований для признания его главным фактором, решившим исход сражения.
Главным итогом решающего дневного боя стала гибель ядра русской эскадры — броненосцев «Император Александр III», «Князь Суворов» и «Бородино», а также быстроходного «Ослябя». Четвертый броненосец типа «Бородино» - «Орел» получил большое количество попаданий, но сохранил боеспособность. Из 360 попаданий крупных снарядов около 265 приходилось на долю вышеупомянутых кораблей. Русская эскадра вела менее сосредоточенный огонь, и хотя главной целью являлся броненосец «Микаса», в силу невыгодного положения русские артиллеристы были вынуждены переносить огонь на другие корабли противника.
Главной причиной гибели четырех русских кораблей явилась не чудодейственность японских снарядов (кстати, после войны японцы от них отказались), а большое количество попаданий. Броненосцы типа «Бородино» до самого конца сохраняли целым свой бронированный борт, обеспечивавший необходимую плавучесть. Но многочисленные попадания привели к образованию огромных пробоин в легком небронированном борту, куда заливалась вода от постоянно рвавшихся вблизи снарядов. Роковую роль сыграли непрекращавшиеся пожары; во время их тушения на палубы обрушивали огромное количество воды. Попадая внутрь, она способствовала снижению остойчивости и появлению крена. Сам по себе он не был опасен, так как при налаженной трюмной службе быстро спрямлялся. Однако русские корабли были перегружены углем, поэтому верхний броневой пояс погружался в воду при крене 6,5 градусов вместо 10,5 по проекту.
Японцам из-за низких боевых характеристик снарядов нужно было добиться большого количества попаданий в русские корабли, компенсировав качество количеством. Японский командующий Того сумел обеспечить это, взяв голову русской колонны в полукольцо благодаря значительному превосходству в скорости. Грамотно выбранный Того маневр «черта над Т» позволил ему разгромить мощную русскую броненосную эскадру почти без потерь.
2. Скорость хода кораблей.
Преимущество японских кораблей в скорости стало основным фактором, обусловившим гибель русской эскадры. Русская эскадра вела бой на скорости 9 узлов; японский флот — 16. Причем следует отметить, что большинство русских кораблей могли развивать куда больший ход. Русские превосходили противника по количеству новейших броненосцев. Четыре новейших русских броненосца типа «Бородино» не уступали противнику в скорости, многие русские корабли 2-го и 3-го боевых отрядов могли дать скорость в 12-13 узлов и преимущество противника в скорости не было бы столь значительным.
Связав русскую эскадру тихоходными транспортами и устаревшими кораблями, которые были бесполезны, командующий эскадрой адмирал Рожественский предопределил исход боя. Имея большое преимущество в скорости, японский флот вел бой в выгодных для себя условиях. Длительный дневной бой был отмечен рядом пауз, когда противники теряли друг-друга из вида и у русских кораблей вроде бы появлялся шанс прорыва, но невысокая скорость приводила к тому, что противник снова настигал русскую эскадру.
3. Управление сражением.
Здесь все ясно, японский командующий Того полностью переиграл русского командующего Рожественского. Собственно, именно это, а вовсе не мифическое "гнилое самодержавие", стало главной причиной катастрофы, постигшей русскую эскадру. Переход командования от раненого Рожественского к адмиралу Небогатову уже не смог ничего изменить, ведь главные ошибки совершены были до начала сражения.
Общий вывод.
Вне всякого сомнения, русская эскадра имела все возможности сразиться с японским флотом достойно. Русские корабли имели достаточное бронирование и вполне современную артиллерию, значительная часть эскадры имела не уступающую противнику скорость. Японцы одержали победу только из-за критических ошибок, допущенных адмиралом Рожественским. Превосходство в скорости позволило им применить оружие в выгодной обстановке и, сосредоточив огонь на лучших русских броненосцах, добиться большого количества попаданий. Классический маневр японцев был направлен на создание благоприятных условий для действия артиллерии и, благодаря значительному превосходству в скорости, был успешно выполнен. В общем итоге 22 русских боевых корабля пошли на дно, 5045 русских моряков погибли. Японцы потеряли 3 миноносца и чуть более 100 человек. Россия, потерпев небывалую в истории своего флота катастрофу, оказалась отброшенной в разряд второстепенных морских держав.
Опыт русско-японской войны внимательно изучали эксперты всех морских держав. Он оказал большое влияние на дальнейшее развитие флотов и военно-морского искусства. Так, прием охвата головы теоретики признали классическим и рекомендовали как универсальный. Возросшие дистанции боя уменьшили значение орудий среднего калибра; это потребовало пересмотра системы артиллерийского вооружения. Возникла необходимость разработки новых способов управления огнем, которые бы обеспечили его эффективность на больших дистанциях. Применение мощных фугасных снарядов заставило еще больше увеличить площадь бронирования борта, а увеличение дистанции боя — усилить горизонтальную защиту. Отчетливо выявилось значение живучести и остойчивости кораблей, а также превосходства в скорости хода. Цусимское сражение закончило историю броненосцев и дало старт эпохе линкоров.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments